socproject.ucoz.com



Раздел: Статьи и публикации
Войти на сайт

Пятница, 17.05.2024, 20:21 | Вы еще Гость на нашем сайте
Меню сайта

Категории каталога
Социальное проектирование [0]
Статьи о социальном проектировании
Социальный менеджмент [0]
Статьи о социальном менеджменте, системе управления
Стратегическое планирование [0]
Статьи о стратегическом планировании и развитии стратегического мышления
Терминология [2]
Категориальный аппарат, дефиниции,определения, термины
Обо всем [9]
Статьи, не входящие в другие разделы

Мини-чат
100

Главная » Статьи » Терминология

Понятия и термины

Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственной или муниципальной структурой, частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу (реже - учреждению) для выполнения конкретной работы. В отличие от займа, грант не нужно возвращать.


Целевые поступления от физических и юридических лиц -денежные средства предназначенные для выполнения конкретных программ, проектов, мероприятий,


Заявка - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Как коммерческая фирма составляет бизнес-план с целью убедить вкладчика поместить деньги в дело, так заявка необходима для того, чтобы убедить грантодаталя (дарителя) вложить деньги в Ваш проект. Однако, в отличие от бизнес-плана, заявка пишется, чтобы получить средства на некоммерческий проект, то есть на дело, которое заведомо не принесет прибыли.


Доноры, грантодатели, благотворители - частные лица или организации, занимающиеся благотворительной деятельностью, предоставляющие благотворительные пожертвования в формах бескорыстной передачи имущества, денежных средств (гранты) и интеллектуальной собственности. Благотворитель вправе определить цели и порядок использования своего пожертвования.


Наиболее часто приходится иметь дело с фондами разных типов и целевыми государственными программами.


Государственные доноры - госучреждения, получающие средства из бюджета своего государства. Например - Агентство по международному развитию США (US AID), Информационное агентство США, национальный институт здоровья США, Агентство по охране окружающей среды (ЕРА) и др.

Это самые требовательные доноры. Их программы помощи всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако, в некоторых случаях, они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника («получастный» донор).


«Получастные» доноры - общественные организации, получающие средства от государственных доноров и распределяющие их по организациям-заявителям. Например, Национальный фонд защиты демократии, АЙРЕКС (IREX -International Research and Exchange Board), Фонд Новая Евразия и другие. Сюда же можно отнести и международные организации, подобные Всемирному банку (World Bank).


Частные доноры - это частные лица, а также фонды, частные, некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), либо коммерческих фирм (Фонд Горбачева, Фонд Потанина, Фонд Форда и др.). Написание заявок частным донорам обычно требует меньше усилий, так как требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, а отчетность сильно упрощена по сравнению с государственными донорами. Однако, некоторые фонды могут быть тоже очень требовательны.


Существует несколько типов частных благотворительных фондов.


Независимые фонды (independent foundation) - как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами (фонд МакАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений (fields) и набор стандартных критериев отбора заявок (guidelines). Фонды формируют советы, рассматривающие заявки и выносящие решения по финансированию. Именно с этим типом фондов Вам чаще всего придется иметь дело.


Ассоциированные фонды - финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Примерами могут быть: Xerox Foundation, Apple, Hewlett - Packard и другие. Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании. На нашем рынке такие фонды пока редки.


Местные фонды (Community Foundation) - создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы почти исключительно на оказание поддержки местным организациям. Такой фонд в г. Чайковском Пермской области в 2004 г. выдал первые гранты.


Важно различать фонды и частные организации - посредники.

Первые имеют средства и выдают их в виде грантов (фонд Сороса). Вторые не имеют собственных средств, а лишь оказывают содействие в распределении чужих денег (информируют общественность, помогают в оформлении заявок, оценивают, отбирают заявки, контролируют расход средств и предоставляют донору отчет). Примером может служить деятельность CAP в Москве.


Заявители (applicants) - частные лица или организации, учреждения, подающие заявки на грант в благотворительные и государственные фонды и выполняющие проекты, которые не принесут прибыль ее членам (исполнителям проекта, владельцам фирмы, учредителям организации и т.д.).


Благополучатели - граждане или организации, получающие благотворительные пожертвования.


Некоммерческая организация - организация, которая либо не получает прибыли от своей деятельности, либо получает, но использует ее на цели своего развития (уставную деятельность), а не распределяет ее в виде дивидендов среди своих членов (совладельцев, учредителей и т.д.).


Общественные объединения - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.


«Третий сектор» - совокупность некоммерческих организаций и общественных объединений, не ставящих своей целью получение прибыли и ориентированных на реализацию общественных интересов.


«Первый сектор» - органы государственной и муниципальной власти.


«Второй сектор» - совокупность бизнес -структур (малые, средние и крупные предприниматели).


Общественная инициатива - форма проявления общественной активности, совокупность действий по выражению, утверждению, распространению и практической реализации общественно значимых идей, самостоятельно и добровольно осуществляемых,


Социальный заказ - контрактное выполнение государственного или муниципального заказа на реализацию проекта или программы, полученное на конкурсной основе.


Социальный проект - проект, в ходе реализации которого решаются социальные проблемы с получением заданных (иногда нормативных) результатов.


Целевая социальная программа - комплекс проектов, мероприятий и мер, направленных на решение наиболее значимых социальных проблем населения.


Социальное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество НКО, власти и бизнеса в общественно полезных целях.


Социальное инвестирование - комплексное вовлечение ресурсов трех секторов (государственные и муниципальные органы власти, бизнес -структуры и НКО) в решение острых приоритетных проблем в социальной сфере для получения требуемого, рассчитанного эффекта.


Социально-значимая проблема - противоречие во взаимоотношениях между людьми, группами людей и обществом, не устранение которого отрицательно влияет или даже разрушает системы ценностей и норм, причиняя экономические, морально-нравственные или эмоциональные страдания.


Социальная политика - принципы, правила, определенные виды деятельности, реализуемые в обществе с целью управления взаимоотношениями между людьми, группами и сообществами людей, различными общественными институтами, для распределения ресурсов и обеспечения определенного уровня благосостояния граждан,


Социальная реформа - мероприятия, направленные на перестройку различных общественных институтов (их состава, структуры, зон ответственности, правил работы и отчетности) и способов руководства ими, с целью повышения эффективности решения социально-значимых проблем и обеспечения желаемых перемен.


Социальные услуги - результаты деятельности государственных, муниципальных и коммерческих структур, а также НКО, удовлетворяющие потребности людей, семей, групп и сообществ людей в определенных сферах и содействующие повышению уровня их благосостояния.


Социально-значимая услуга или продукт - ценность, удовлетворяющая реальные потребности людей, содействующая улучшению их благосостояния и потому ценимая ими.


Общественные ценности - принципы, обычаи, нормы и стандарты взаимоотношений между людьми и организациями, сложившиеся исторически и способствующие прогрессу, обществу на данном отрезке его развития.


Попечительский совет - негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация. Объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии конкретного учреждения, НКО.

Возможны два его правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования.


Волонтер, доброволец — гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах какой-либо организации.


Фандрайзинг -

а) сбор средств;

б) планомерное, систематическое, многоканальное ресурсообеспечение проектов и программ НКО за счет привлечения дополнительных средств и новых источников.

Категория: Терминология | Добавил: socproject (19.10.2008)
Просмотров: 2592 | Рейтинг: 3.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright socproject © 2024. Все права защищены. Ссылка на автора обязательна.
При использовании материала с данного сайта, необходима ссылка на http:\\socproject.ucoz.com. Управление сайта и Хостинг от uCoz