socproject.ucoz.com



Раздел: Статьи и публикации
Войти на сайт

Вторник, 21.05.2024, 04:44 | Вы еще Гость на нашем сайте
Меню сайта

Категории каталога
Социальное проектирование [0]
Статьи о социальном проектировании
Социальный менеджмент [0]
Статьи о социальном менеджменте, системе управления
Стратегическое планирование [0]
Статьи о стратегическом планировании и развитии стратегического мышления
Терминология [2]
Категориальный аппарат, дефиниции,определения, термины
Обо всем [9]
Статьи, не входящие в другие разделы

Мини-чат
100

Главная » Статьи » Обо всем

«Проектная деятельность в историко-философском аспекте ее развития»
Слово проект - одно из наиболее употребляемых в современной культуре: дизайнерский проект, театральный проект, культурный проект…
В истории педагогики метод проектирования один из древнейших: ростки его можно обнаружить уже в античности. В начале ХХ в. западные педагоги Дьюи и Килпатрик, российские — Шацкий и Сорока-Росинский — выстраивали этот метод образования. В 30-е годы этот метод был осужден и забыт вплоть до 80—90-х гг.
Одна из современных образовательных систем — проективная (обучение, начиная со старших классов, студентов ссузов, вузов представляет собой работу над созданием проектов).
Сущность проектной деятельности - цель, время, особая технология достижения цели.
Работая над проектом, человек учится работать во времени. Это принципиально: без ограничения по срокам, без постановки пределов проектная деятельность теряет смысл.
Проект, в отличие от программы, не вектор, не направление движения. Проект предполагает четко сформулированную цель (ради чего делается?).
Цель не является итогом вчерашних достижений. Проект — это задача на вырост, на освоение (взятие) новых рубежей.
Осуществить значимый проект можно, только изменившись самому. Как пишет психолог Т. Климова: «Есть вопросы, на которые можно ответить только фрагментом (этапом, „куском“) своей жизни».
Задача, достойная стать проектной, требует напряжения сил человеческих. Это задача, меняющая самого проектировщика. Как заметил Ж. П. Сартр, человек и есть свой собственный проект.
Раскрывая сущность проектной деятельности и ее развитие в историко-филосовском аспекте, следует отдельное внимание уделить сходным и производным явлениям в педагогике, психологии и других науках, которые оказали огромное влияние на развитие самого явления проектной деятельности. Именно на них стоит остановиться отдельно.
Так одним из наиболее близких по значению является термин «проектирование», который происходит от латинского слова «projectus» - брошенный вперед; это – процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретическое и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование – составная часть управления, которая позволяет обеспечить существование управляемости и регулируемости некоторого процесса.
Проект означает определение версий или вариантов развития или изменение того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологий воздействия на него, выбора путей планомерных нововведений. Осмысление указанных понятий, этапности их достижения и методов их реализации и представляет собой суть проектирования.[1]
Среди наиболее часто встречающихся дефиниций проектирования в отечественной и зарубежной литературе хотелось бы остановиться на следующих: проектирование – это конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта; проектирование – приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели, координация составных частей или отдельных действий для получения необходимого результата; проектирование – это конструирование оптимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий; проектирование – моделирование предполагаемых действий до их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате; проектирование – это принятие решений в условиях неопределенности.
В основе систематики конкретных методов и социального проектирования лежит фундаментальная социально-философская методология. И главное понятие, как бы это ни показалось странным, восходит к Иммануилу Канту. Именно он в своей «Критике чистого разума» ввел понятие, которое еще не оценено должным образом социальными науками. Это понятие множества возможных миров. По Канту, возможный мир – это мир, который может быть или мог быть. По отношению к миру существующему, актуальному, он такая же реальность, но реальность не реализованная. Однако, кто может доказать, что эта реальность не будет реализована, если сложатся соответствующие условия? Реализованная реальность – актуальный мир, нереализованные реальности - возможные миры социального процесса.
Одним из наиболее близких по значению к проектированию понятий является прогнозирование. Поэтому, не менее важным в исследовании настоящей темы является уяснение и более детальное рассмотрение, изучение понятия «прогнозирование».
«Прогноз» происходит от греческих слов «про» (вперёд) и «гносис» (познание), а переводится как «предвидение», «предсказание». Данное определение даёт представление о расположении впереди, об опережении, то есть о возможности увидеть и сказать о том, чего нет, но что может произойти. Предвидение разделяется на научное, обыденное (по народным приметам) и интуитивное.
С давних времён человека характеризует желание заглянуть в будущее. Оно и отпугивает и притягивает. Человек всегда стремился приподнять завесу грядущего и предвидеть ход событий. Значит, отношение к будущему – одна из характерологических черт личности, имеющих место в психолого-педагогических исследованиях. Профессиональное использование в педагогике стимулирующей, мобилизующей роли прогноза, требует теоретического обоснования и технологических разработок, которых явно недостаточно и которые необходимы педагогу, помогающему воспитаннику сегодня стать субъектом личностного развития [2]. Данную проблему, поэтому необходимо рассмотреть в историко-философском и социально-психологическом ключе.
Философы утверждают, что знание будущего характеризует уровень развития свободы человека, позволяет ему из нескольких имеющихся вариантов своего действия в настоящем выбрать наилучший.
Как одна из форм научного предвидения - прогнозирование в социальной сфере находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, управлением. Там, где объекты неуправляемы (в естественных науках), имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Но часто, особенно в общественных науках, обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазрушению прогноза путём действия с учётом последнего. Так предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способны вызвать панику и обострить ситуацию, но может и вызвать своевременное вмешательство в ликвидацию угрозы. Отсюда «методологическая ориентация прогнозирования управляемых социальных явлений на оценку вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательного (при условии заранее заданных норм) состояния объекта с целью оптимизации принимаемых решений» [3, с. 505].
Философия и психология постулируют положение о том, что человеку как общественно-историческому существу присуще сознание, которое характеризует высший уровень психического отражения и саморегуляции. Эмпирически оно выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Способность субъекта предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий называется антиципацией, то есть возможностью человеческого мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена. Следовательно, антиципирующая (прогностическая) деятельность сознания тесно связана с поведением человека, с целесообразной деятельностью по преобразованию действительности в соответствии с потребностями и интересами людей, которые развиваются в процессе практического овладения миром.
Философы А. Бауэр, В. Эйнгорн, Г. Кребер и другие утверждают, что в человеческой практике сознание не только является отражением окружающего мира, оно одновременно поднимается до предвидения будущего. Чтобы разумно относиться к окружающему миру, человеку необходимо теоретически спрогнозировать точные или возможные результаты своих действий и их последствий, представить концепцию (план), которая затем станет руководящей идеей практической деятельности. Из этого следует, что человеческое поведение постоянно детерминировано не только окружающим миром, его изменением, но и антиципацией, её развитием, совершенствованием. Антиципирующая роль сознания характеризует уровень развития свободы человека, а также антиципация служит развитию продуктивных потенциальных возможностей индивида [4]. Принцип единства сознания и деятельности в приложении к аспектам прогнозирования предполагает, что человеческая деятельность обязательно включает прогнозирование как способность, которая зарождается, проявляется и формируется в ней, а затем определяет успешность данной деятельности.
Так, объективной основой прогнозирования является системное построение исследуемого явления, процесса. Принцип системности прогнозирования предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующейся определённой иерархией и последовательностью. Методологической же основой прогнозирования служит материалистическая гносеология, согласно которой «в объективном мире в принципе нет непознаваемых вещей, явлений и процессов, а могут быть лишь ещё непознанные в настоящее время отдельные законы, стороны и факты действительности» [3, с.788].
В проектировании же, где доминирует воображение, имеет место праксеологическая координация между субъектом и новым образом — проектом результата и процесса будущей деятельности. Внешнее (экстрагенное) значение таких образов состоит в том, что они непосредственно воплощаются в деятельности преобразования; их внутреннее (интрогенное) значение — в самоценности их созидания, творчества, игры воображения, имеющих место в процессе самоактуализации. Воображение направляется ценностно-ориентационной деятельностью и получает от познавательной деятельности свой исходный материал.
Отдельно стоит остановиться на еще одном важном в данной теме термине – педагогическое проектирование.
Развитию теории проектирования педагогических объектов и систем в настоящее время посвящают свои исследовательские усилия Н.А. Алексеев, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильин, И.А. Колесникова, О.Г. Прикот, Т.К. Смыковская, Н.Н. Суртаева, А.П. Тряпицина и др. Можно констатировать, что педагогическое проектирование как научно-педагогическая область, в настоящее время находится в процессе своего становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследований. На предшествующих этапах развития педагогической науки отдельные стороны педагогического проектирования представлялись в теоретических работах. Например, способность к проектированию обозначена в профессиональных моделях деятельности педагогов как составляющая педагогического творчества. Проектировочная функция педагогической деятельности вычленяется в работах по методологии научно-педагогических исследований (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.). В ряде психолого-педагогических работ раскрыты особенности проектирования педагогами собственной деятельности, развития педагогических умений и способностей (Н.Ф. Гоноблин, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.).
Так что же такое «педагогическое проектирование», в чем его сущность и каков его потенциал для развития социальной активности?
Педагогическое проектирование рассматривается в отечественной педагогике как минимум в двух аспектах:
1) как этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебно-воспитательной задачи или выделяется в особый вид педагогической деятельности и является “непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики” (В.В. Краевский).
2) аспект предполагает проектирование педагогических систем разных типов и уровней, педагогического процесса и педагогических ситуаций как результата функционирования этих систем.
Интерес к проблематике социокультурного и педагогического проектирования в настоящее время чрезвычайно высок, достаточно велика востребованность исследований и разработок подобного рода. Самые разнообразные социокультурные и педагогические проекты актуализированы задачами обновления социокультурной сферы и реформирования образования, проблемами регионализации последнего, запросами инновационного развития и самомодернизации образовательных учреждений. Конструирование системы социокультурных и педагогических параметров будущего объекта или качественно нового состояния уже существующего объекта является сущностью культурно-образовательного проектирования.
В ходе исследования можно также сделать вывод о том, что проблема создания проективного образования актуальна, и можно выделить несколько аргументов в его пользу:
1) проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения;
2) проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения;
3) проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям 21-го века;
4) проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики;
5) проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда, позволяет овладеть проективным, т.е. опережающим, прогностическим мышлением.
Интересен тот факт, что в свое время теоретические основы педагогического проектирования в отечественной педагогике сформулировал А.С. Макаренко, поставив перед наукой и практикой проблему «проектировки личности». Он выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании «научных проектов личности» и функцию педагогов-практиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта и с учетом индивидуальных особенностей личности.
Воззрения А.С. Макаренко звучат актуально и в настоящее время. Л. Ильин отмечает, что проективное образование представляет собой освоение мира как деятельности и обучение действиям и деятельности в мире, а это означает, что мир предстает не как совокупность знаний, как система знаний или как научная картина мира, а как сфера деятельности, как возможности и средства деятельности, как уже существующая деятельность, в которую можно и необходимо включиться, чтобы осуществить свои замыслы. Следовательно, в проективном образовании происходит усвоение учащимся действий в мире, который выступает как взаимодействие людей и продукт их деятельности. То есть, другими словами, проективное образование – это воспитание и развитие самоопределяющейся личности, обладающей проективным отношением к миру (связанным с поиском и разработкой новых образовательных технологий и педагогических инноваций) и способной к сотрудничеству с другими людьми на протяжении всей активной социальной жизни.
Итак, проект — это деятельность по осуществлению замысла проектировщика. Идея проектной работы может носить как интеллектуальный, так и прикладной характер, но в любом случае автор проекта должен в письменном виде (работа оформляется по всем правилам) представить обоснование темы, ход работы, анализ своей проектной деятельности и ее результатов. Проект принципиально отличается от реферата, курсовой работы, прежде всего, своей самостоятельностью, оригинальностью и значимостью для автора проекта и (в идеальном случае) для окружающих.[5]
Выше изложенное позволяет нам сделаем вывод о том, что в ходе общественно-исторического развития изменялась способность прогнозирования, изменялись и методы прогнозирования. В повседневной жизни людей первобытнообщинного, феодального и раннего капиталистического общества было распространено прогнозирование по аналогии, на основе цикличности, повторяемости. Данный опыт прогнозирования нашёл отражение в народной педагогике, пословицах и поговорках. Изменялось сознание, изменились и возможности познавательной деятельности человека. Познание объективной действительности, в сущность которой человек не может проникнуть одномоментно, требует от него развитого мышления и богатого творческого воображения.
Таким образом, способность проектирования, прогнозирования, планирования является одной из основных функций человеческого сознания. Сознание человека изучается многими науками: философией, социологией, психологией, антропологией, нейрофизиологией, логикой и др., имеющими свой аспект и свои методы исследования, которые взаимопроникают, взаимно обогащают друг друга. Расширение данных связей влияет на сознание педагога, которое становится полифоничным, что способствует разнообразию применения методов взаимодействия с воспитуемыми. Пониманию педагогом связи наук, изучающих сознание, помогает освоение современных технологий эффективных коммуникаций, авторами которых являются В. Сатир, Дж. Гриндер, Р. Бэндлер, А. Ситников, И. Кузьмин и др.

Литература:
1. В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. Социальное проектирование: учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с.
2. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие.- М.: Флинта: Наука, 2003. – 768 с.
3. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989 – 815 с.
4. Бауэр А. и др. Философия и прогностика. - М.: Знание, 1979. - 380с.
5. О.Е. Ломакина. Проектирование иноязычных курсов и программ как инновационная парадигма современной лингводидадктике.

© Долгих Д.И. 2007

Категория: Обо всем | Добавил: winter (25.10.2008) | Автор: Долгих Дмитрий Игоревич
Просмотров: 3043 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright socproject © 2024. Все права защищены. Ссылка на автора обязательна.
При использовании материала с данного сайта, необходима ссылка на http:\\socproject.ucoz.com. Управление сайта и Хостинг от uCoz